Народ недодал правительству 47 миллионов рублей
25 июня 2004 года
У членов профильного комитета нашлось лишь три вопроса по теме, притом достаточно частных. Депутат-банкир Ильдус Мингазетдинов не нашел о чем спросить, кроме "Как расходовались средства на приемку жилья?" (ответ: "Они были освоены полностью"). А депутат-пассионарий Сергей Осколок вообще беспокоится только авансом, т.е. за бюджет-2005: "Может быть, как только тысячелетие состоится, они сразу отрежут финансирование?". Они - это федеральный центр; ведь все, что ни делается с бюджетом Татарстана неправильно, по депутату Осколку, делается исключительно в Москве.
Словом, можно подумать, будто принципиальных вопросов к авторам и исполнителям произведения под названием "Бюджет РТ" просто не может быть. Но те, кто соглашается думать таким приятным для местного начальства образом, на самом деле соглашаются оставаться в дураках.
Не являются тайной результаты проверок использования бюджетных средств в Татарстане: в том же 2003 году Комитет парламентского контроля выявил финансовых нарушений на сумму 430 млн. рублей, а КРУ Минфина России по РТ - на 1,2 миллиарда (причем последнее обнаруживало эти нарушения чаще, чем в каждой второй проверяемой организации). И еще татарстанское управление МНС подсчитало, что бюджетные учреждения недоплатили налогов на 1,4 млрд. рублей.
При этом годовой доход бюджета составил 44 млрд. рублей, и сумма названных нарушений (легко сосчитать) намного превышает бюджетный дефицит, законодательно утвержденный в размере 1,3 млрд. рублей. Кстати, и названный вчера Радиком Гайзатуллиным по просьбе Сергея Осколка предположительный размер потерь бюджета-2005 из-за продолжения федеральной бюджетной реформы - 4 млрд. рублей - выглядит уже не столь пугающим.
Перерасход бюджетных средств, использование их на неплановые цели и без кассовых документов, сдача в аренду госимущества без взимания арендной платы, недостача и неоприходование ценностей... - это из минфиновской справки "Основные виды нарушений в расходовании бюджетных средств, выявленных в 2003 году". Конечно, обладая известной живостью воображения, можно считать: все эти шалости республиканских и муниципальных контор инспирированы агентами Москвы. Что ж, поиски "чужого" всегда были самым эффективным способом оправдать "своих".
Впрочем, гораздо больший интерес представляет один доходный показатель прошлого года, а именно - уровень поступления налога на доходы физлиц (подоходного налога). Этот налог яснее и достовернее деклараций с высоких трибун говорит об официальных доходах граждан. Так вот: в прошлом году план по сбору налога на доходы физлиц - единственного из основных налогов - не был выполнен. Поскольку с официальных доходов он взимается довольно легко, единственное объяснение невыполнения плана по сбору - зарплата у нас подгуляла. Минфин объясняет: темпы роста заработной платы в Татарстане в 2003 году оказались ниже, чем прогнозировали.
Вот она, еще одна загадка бюджетного планирования. Другие показатели обычно планируют так, что по факту получается хоть чуть-чуть, да выше прогнозных показателей. Это для того, чтобы в распоряжении кабмина оставались сверхплановые доходы. Но зарплата - особая статья. Уж очень приятно с трибуны провозгласить: у нас в Татарстане зарплата вырастет настолько, что другим и не снилось! А если трибуна достаточно высока, то сказанное с нее - совпадает ли с расчетами, не совпадает ли - приходится вписывать в закон...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"